воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Ёлка новогодняя в технике кинусайга

Что такое кинусайга и образцы классических работ в этом стиле см. в конце поста.

(по клику крупнее)

Задумывалось нечто монументальное и не сильно страдающее от транспортировки сначала до детского сада (где у меня и затребовали эту поделку), а затем до Дворца Творчества, где будет проходить смотр всех изготовленных родителями новогодних артефактов и какой-то конкурс, с этим связанный.

Пока я задумывала, время шло, так что на воплощение осталось каких-то полтора дня.

Условий для достойного фотографирования каждого этапа уже не было, поэтому мастер-класс в его обычном понимании не состоится.
Разве что пояснения по этапам работы:

1. За основу взят кусок пенополистирола (тот же пенопласт, но более плотный - никаких шариков и посыпушек на изломе вы не увидите).
Из него подручными средствами выпилен треугольник.

2. Треугольная заготовка ёлки покрашена смесью зелёной гуаши и клея ПВА. Красили только заднюю и боковые части. Лицевая в окрашивании не нуждается, она будет закрыта тканью.



3. После высыхания краски заготовку можно брать в руки и делать разметку на лицевой части. Мы прорезали неглубокие желобки (примерно 0,5 см), отступив на 1 см от боков. Это будет внешняя граница аппликации.
Внутри рисунок мог бы быть произвольным, хоть портрет Моны Лизы. Но мне нужна была незамысловатая ёлка, поэтому мы просто расчертили внутренний треугольник на три горизонтальных части, а те, в свою очередь поделили на несколько вертикальных.
Хорошо бы также заранее иметь представление о том, что вы хотите получить, чтоб лицевая часть выглядела гармонично по цвету и форме.

4. Затем я взяла два трикотажных лоскута: ярко-красный и тёмно-зелёный с какими-то цветами. из них нарезала небольшие кусочки, так чтоб они были примерно на полсантиметра шире того фрагмента ёлки, который планировалось декорировать каждым из них.
Также хорошо бы вспомнить, что такое долевая, и следить, чтоб подготовленные лоскутки были ориентированы в этом отношении единообразно.
Не страшно, если заготовленные для фрагментов кусочки ткани будут неровно отрезаны или иметь неравномерные припуски. Всё это будет надёжно спрятано в прорезанном желобке. А снаружи - сплошная красота.

5. В идеале предполагается смазывать декорируемый фрагмент клеем перед тем, как накрыть его тканью. Я не стремилась к идеалу, поэтому клей не использовала.

6. Каждый лоскуток накладывается на свой фрагмент, края лоскутка аккуратно заправляются в желобки. Внимательно смотрим, чтоб ткань не перекашивалась. Заправлять удобно чем-нибудь плоским и узким, но не острым. Мне хорошо служил для этой работы черенок кофейной ложечки.

7. Когда все фрагменты были уже под тканью, мне подумалось, что неплохо бы сделать контрастную отделку для швов. Проложила по контуру внутреннего треугольника белую шерстяную нить. Класть её между фрагментами не стала, это показалось излишеством.

8. Собственно, в этот момент любая другая ёлка была бы уже готова.
У нашей были небольшие проблемы с верхушкой и нижним краем - при вырезании заготовки там выкрошилось немного пенополистирола. Поэтому верхушка и низ украшены полосками серебристого картона (можно было бы взять готовый, а те, кто не нашёл, так же, как и я, могут покрасить серебряным акрилом полоски, вырезанные из упаковки чая).
Края полосок волнисты неспроста, они обрезаны ножницами с фигурными лезвиями.

9. Подставка для ёлки может быть какой угодно. Мне под руку попался бесхозный деревянный спил в виде параллелепипеда. Он тут же был ошкурен и покрашен всё тем же серебряным акрилом. При помощи опасных для жизни предметов, вроде шила, в нём было сделано неглубокое отверстие сверху.

10. Ёлке тоже досталось - ей проковыряли отверстие снизу.
Воссоединились ёлка и подставка при помощи половины зубочистки, введённой в оба отверстия. А затем плоскость их соприкосновения я ещё и проклеила. Для надёжности.

11. В финале - совершенные мелочи. Новогоднее древо обязано быть чем-то украшено. Наше украсилось канцелярскими кнопками, предварительно покрашенными акрилом-металлик во все возможные цвета.

Таким образом, в половине четвёртого утра ёлка была окончательно готова и сфотографирована первый и, кажется, единственный раз в своей жизни.
В восемь утра она была передана воспитателю детского сада из рук в руки, и дальнейшая судьба её нам неизвестна.

Что такое кинусайга?
Это слово не склоняется и является названием японского искусства, вида рукоделия. В отличие, к примеру, от шаров темари, оно очень молодое - стало развиваться только в 80-х годах ХХ века.
Картины из шёлка, мозаика из старых кимоно, пэчворк без иголки - как только кинусайга не называют.
Работы (чаще всего пейзажи, но бывают и сложные сюжетные картины) выглядят яркими, объёмными. Даже в Японии такие картины считаются эксклюзивными и стоят дорого. Работа кропотливая, ручная, требующая много времени, сил... и старых шёлковых кимоно. Впрочем, сейчас уже можно покупать специальные наборы лоскутков и не портить семейные реликвии.
За пределами Японии этот вид рукоделия тоже многим понравился, так что теперь европейцы творят кинусайга в меру собственных представлений о прекрасном, украшая пенопластом и тканью свои шкатулки, абажуры или просто делая незамысловатые безделушки, вроде моей ёлки.

А вот как выглядят работы настоящих мастеров:

Комментариев нет:

Отправить комментарий